О христианском отношении к смерти, о погребении и поминовении

Ответы на самые важные вопросы на тему: о христианском отношении к смерти, о погребении и поминовении

Что есть смерть для христианина?

Для верующего человека смерть — это великое таинство рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души с телом происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.
По исходе своем из тела душа человека попадает в но¬вые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле. Поэто¬му важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

В чем заключается молитвенная помощь нашим умирающим и скончавшимся близким?

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним «Канон моленный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Бо¬городице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного» (помещен во многих молитвословах). Его называют также отходною молитвой.
После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать «Исследование по исходе души от тела» (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти. Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь — непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

Почему необходимо отпевание?

По учению Церкви, на третий день душа человека прохо­дит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания. Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного».

Отпевание обращено также к родственникам и близ­ким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь «Аллилуиа», что значит: «Грядет Господь», и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (св. Симе­он Солунский).

Заочное отпевание возможно в случае крайней необхо­димости: когда не найдено тело покойного или храм нахо­дится очень далеко. Проводить покойного без отпевания — значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви.

Поминовение

Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, которого все эти дни именуют в мо¬литвах новопреставленным. В это время решается судьба души почившего, поэтому необходимо позаботиться о соро¬коусте — ежедневном поминовении во время Божественной литургии. При совершении этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Христову со сло¬вами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для них.
Если смерть человека случится во время Великого По¬ста (в этот период литургия не служится ежедневно), то в будние дни заказывают панихиды, а в субботу и воскресенье — обедни об упокоении души умершего.
В третий, девятый, сороковой день и годовщины память усопшего следует почтить служением панихиды.

Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших?

Спустя сорок дней некоторые души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда. Но до этого последнего Суда все же возможны изменения в загробной участи души благодаря принесению молитв за нее и творению добрых дел (милостыни) в память об умершем.

Самый важный вопрос: что же такое умереть по-христиански?

«Отче, в руце Твои предаю дух Мой!» (Лк. 23, 46) — таковы | были последние слова Господа на Кресте. Спаситель подал нам наилучший пример. Мы — православные христиане — всегда должны быть готовы к смерти и стараться отойти от этого мира так, чтобы сама кончина наша была свидетельством нашей веры и любви к Господу и, если можно, поучением для наших ближних.

Прежде всего, постараемся принести покаяние, вспомним то постыдное, в чем забыли покаяться или еще не решились. Перед причащением примиримся со всеми, кто был для нас врагом, недоброжелателем, и попросим прощения у того, кого обидели сами. В Таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или забытые. Если мы тяжко заболеем, для соборования и причащения попросим родных пригласить священника на дом. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что тот, кто скончается в день достойного принятия Святых Тайн, проходит мытарства без задержки и сподобляется Царствия Небесного.

Будем с мужеством и достоинством ожидать кончины своей без ропота, без зависти к тем, кто остается жить, с доверием предавая себя в руки Божий.

Необходимо помнить:

—    Молиться в церкви можно только за крещеных пра­вославных христиан. Невозможно совершать любые цер­ковные поминовения некрещеных или иноверцев. За них можно подавать милостыню, взывая к неизреченной ми­лости Божией.

—     Церковь не молится за самоубийц, которые сами отвер­гли милость Божию и жизнь — Его бесценный дар. Если само­убийца находился под врачебным наблюдением и совершил свой поступок в невменяемом состоянии, для совершения отпевания необходима медицинская справка и благословение Правящего Архиерея. В трудноразрешимых случаях необ­ходимо обращаться в Епархиальное управление.

—     Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов, а также по средам и пятницам, и в эти дни приносить скоромное в церковь на канун.

—     Некоторые «народные» обычаи являются чисто язы­ческими. Прощаясь с православным христианином, недо­пустимо бросать монеты в гроб и могилу, ставить к его портрету стакан воды или водки, покрытый хлебом и т.п.

—     Ни в коем случае нельзя «поминать» усопших водкой; существует пословица: «Кто усопшего водкой поминает, тот ему большие муки уготовляет». Тем, кто боится «обидеть» родных и соседей отсутствием спиртного на столе, надо напомнить, что мы должны заботиться прежде всего о спа­сении души наших близких.