Крещенская вода

Марина Новакова, Ольга Новикова
Крещенская вода19 января Русская Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Но несмотря на то, что это один из самых известных и любимых в народе праздников, ни с одним из других дней церковного календаря не связано столько суеверий и предрассудков, как с Крещением.
Крещение, Богоявление, Просвещение
Другое название этого праздника — Богоявление. Так он называется потому, что Бог, единый в Троице, явил Себя в Трех Своих Ипостасях: Сын Божий крестился от Предтечи в водах Иордана, Дух Святый в виде голубя опустился на Него с небес и прозвучал голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17). Так люди впервые смогли увидеть, что Иисус Христос не только человек, но и Бог.
Также существует третье название этого праздника — Просвещение, возникшее потому, что Бог есть Свет и явился просветить народ, сидящий во тьме, после чего сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (ср.: Мф. 4, 16). И крещение, становящееся для каждого человека рождением в жизнь вечную, является духовным просвещением.
В этот день и накануне, в крещенский сочельник (по гражданскому календарю 18 и 19 января) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие — Чин освящения воды. Освящение воды в крещенский сочельник проходит в храмах. В день Крещения вода освящается также на открытых водоемах, если храм находится от них в непосредственной близости. Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую Иордань), к которой шествуют с торжественным крестным ходом, получившим название «ход на Иордань».
В церковном действии великого освящения воды нашли свое выражение многие из библейских образов, особенно евангельский образ «воды живой» — знак благодати Духа Святого. В воду с молитвой погружается крест, и вода, омывшая изображение распятого Христа, становится святой. Так воде преподается незримая благодать Божия. По словам пророка Исаии: Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш… Он придет и спасет вас… и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод (Ис. 35, 3–7), и в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12, 3).
Крещенская вода — одна из величайших святынь (по-гречески «агиасма» — «святыня»), которая сопровождает нас всю жизнь — мы окунаемся в нее в Крещении, нас окропляют святой водой на молебнах в храмах, во время крестных ходов, при освящении жилых домов и помещений. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, ею окропляют и усопшего человека, провожая его в последний путь.
По церковным канонам агиасма считается своего рода низшей степенью Святого Причащения: ее принимали кающиеся, находящиеся под епитимьей отлучения от Причащения за тяжкие грехи. Запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым сопровождался словами: «Точию агиасму да пиет».
Как и к каждой святыне, к освященной воде нужно относиться с благоговением. Хранят ее в специально отведенном месте, например, рядом с домашним иконостасом. Употреблять ее, как и просфору, принято натощак, после утреннего молитвенного правила, ведь святую воду пьют не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения духовных и телесных недугов. Поэтому, если сложились особые обстоятельства (тяжелая болезнь, испуг, искушения и т.д.), пить ее можно — и нужно! — в любое время. Святой водой также можно кропить дома и квартиры для очищения их от всякой скверны.
Нужно только помнить, что святая вода помогает христианам, истинно верующим в силу Божественной благодати, и только в этом случае возможны чудеса исцелений. Если же человек — неверующий, и действует скорее из любопытства, «на всякий случай», не раскаявшись в содеянных грехах, то ждать помощи не приходится. Одним словом, «секрет» действия святой воды, как и любой святыни, заключен не в ней самой, а в сердце человеческом — так, человек с нечистой душой и злой по натуре никогда не сможет принять благодатные дары, которые подает нам Господь.
Крещенская вода – не магический талисман
За те десятилетия, когда церковная жизнь в нашей стране была фактически под запретом, в народе широкое распространение получили различные предрассудки и суеверия, связанные со значением святой воды. Один из предрассудков связан с тем, что крещенскую воду нужно набирать именно 19 января, а потому в этот день десятки тысяч людей стремятся прийти в храм и толкаются в огромных очередях, где нередко можно услышать ругань и распространение предрассудков — вот что приходится наблюдать в этот святой праздник. Вода становится своего рода трофеем, добыть который нужно любой ценой. А ведь за святой водой в храм можно приходить и в предыдущий, и в последующие дни, потому что вода становится святой после церковной молитвы, а не потому, что настало 19 января. И поскольку она освящается одинаково, вода, освященная в крещенский Крещенская вода1сочельник и в день Крещения, не различается по свойствам.
Распространено и такое заблуждение: якобы вода, собранная из семи церквей в праздник Крещения, является более «сильной». И что удивительно — многие люди верят этому! На самом деле благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова, и от соединения воды из семи храмов ничего не прибавляется.
Другой распространенный предрассудок связан с тем, что купание в проруби на Крещение якобы смывает с человека все грехи. Конечно же, это не так! Купание в проруби — это старинная благочестивая традиция, но церковным таинством она не является, а оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния.
Также бытует мнение, что вся вода на планете в праздник Крещения становится святой, даже из-под крана. Если рассуждать широко, то, конечно, можно сказать, что освящается вся вода. Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо. Благодать действует не механически, а по вере христианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом. Но если у человека нет физической возможности посетить храм (он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства), он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана (и вода будет иметь те же свойства), но делать это надо с верой и молитвой.
Довольно распространено также заблуждение, что богоявленская вода сохраняет свои свойства только один год, до следующего праздника Крещения Господня. Это не так. Освященную воду можно использовать в течение любого времени — при условии бережного хранения она не портится. Если же вам кажется, что крещенская вода более непригодна к употреблению, ее можно вылить, но ни в коем случае не туда, куда мы выливаем все отходы. Для этой цели при храмах существуют сухие колодцы. Также можно вылить ее в проточную воду (открытый водоем).
Великая агиасма
Крещенская вода2Свойства Богоявленской воды поистине удивительны, и в истории Церкви есть масса тому примеров. Так, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им крещенской воды, преподобный Амвросий Оптинский послал смертельно больному бутылку со святой водой — и человек излечился, а иеросхимонах Серафим Вырицкий советовал окроплять пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час и был твердо уверен, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
А вот что писали о святой воде и празднике Крещения другие подвижники Православия.
Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский: «Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился».
Затворник Георгий Задонский: «Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Святитель Димитрий Херсонский: «Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».
Святитель Феофан Затворник: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».